Вы здесь

Техно как модус современной технологической эстетики

Константин Конопко
2016, Минск, Беларусь

Techno wasn't designed to be dance music, it was designed to be futurist statement, — Jeff Mills.

Уже довольно долго техно-музыка вдохновляет меня, является важной частью меня, моего культурного поля. Я постоянно слушаю техно по дороге на работу и когда возвращаюсь домой. Включаю техно при чтении, когда глажу рубашку или просто отдыхаю. Короче говоря, вот уже десять лет, как я плотно сижу на техно.

Интеллектуальная музыка разных эпох

Я хотел бы рассказать, поделиться своими ощущениями, именно про интеллектуальное техно. Про то техно, которое было создано продюсерами скорее как объект искусства, а не исключительно для клубного развлечения. В каждой культурной эпохе существовал свой срез интеллектуальной музыки. Когда-то это были религиозные песнопения, органная музыка. В эпоху просвещения главной у интеллигенции становится музыка называемая сегодня классической (академической). Потом был романс, затем появляются блюз и джаз, бардовской песня, рок-музыка. Сегодня же главным интеллектуальным музыкальным носителем является техно, и вот почему.

Актуальность техно

Еще лет десять-пятнадцать назад техно было чем-то футуристичным, чисто экспериментальным, непонятным. Это от того, что технологии не распространяются мгновенно. Но уже тогда дух новой нано-технологической эпохи был ощутим, и его быстро подхватили пионеры техно. Сегодня технологии переживают бурный рост, а значит и техно, как их музыкальное эстетическое отражение, находится в культурном авангарде. Я вообще считаю, что техно сегодня единственный актуальный жанр, а точнее целый базис, как очень точно выразился Джеф Миллз. Ни одно другое музыкальное направление не в состоянии передать актуального момента торжества науки и технологий.

Дуализм техно, многообразие техно-стилей. Техно для гопников.

Так называемый дуализм техно заключается в том, что оно одновременно есть базис всей электронной музыки (не побоюсь этого слова), а также представляет собой довольно конкретный стиль. А производных от классического детройтского техно очень много. Побеги техно регулярно появляются и исчезают, актуализируют момент, а затем скрываются в небытии. Техно постоянно нащупывает новые ходы и формы, а возможности техно продюсеров ограниченны только их собственной фантазией. Однако, талантливы далеко не все. В результате сеть завалена тоннами откровенного техно-шлака, призванного развлекать пьяных или наваленных спайсами гопников. Техно пришло в массы, а массовый продукт по определению не может оставаться чисто интеллектуальным.

Что такое техно: пространство-поле против наполнения сосуда

У меня есть ощущение, что техно определенным образом форматирует пространство вокруг слушателя. Если говорить более научно, то техно создает некое поле в пространстве-времени. Это техно-поле может действовать на находящегося в нем человека, задавая ему эстетический вектор для нужного самоощущения. В результате в техно-поле вы можете заниматься чем угодно: обсуждать с друзьями исчезновение Декарта или самостоятельно обдумывать пассажи Бетховена, любоваться урбанистическим пейзажем из окна автобуса или смотреть триллер Хичкока без звука, вы даже можете программировать — техно способно сделать ваши умственные упражнения ярче. Ну и конечно, вы можете просто танцевать, отдаваясь чёткому ритму биения частиц техно-поля. В отличие от всех других музыкальных жанров, техно не определяет слушателя как получателя мессаджа, как сосуд для наполнения, не захватывает в свой поток, как рок-музыка. Техно существует как бы само по себе, как, например, магнитное поле, и только от нас зависит, захотим ли мы взаимодействовать с ним

Научная эстетика техно. Квантовая физика против законов Ньютона.

Технологическая основа техно предполагает тесную связь жанра с научным знанием. В этом плане интеллектуальное техно ни сколько не разочаровывает. Техно-продюсеры вдохновляются научными открытиями и пишут треки, пульсации которых своей ритмичностью очень напоминают колебания элементарных частиц. Изредка в мелодию вкрадываются посторонние щелчки, как будто частицы получают или испускают квант электромагнитного излучения и перескакивают на другой энергетический уровень. Продвинутые продюсеры часто называют свои треки научными, или около-научными терминами, еще больше подчеркивая технологическую природу своих произведений. Этот «квантовый» музыкальный декаданс несомненно представляет собой уникальное явление современной культуры.

Новейшая технологическая эстетика техно представляет собой качественно новое культурное измерение. Всё, что было до техно, условно можно назвать законами Ньютона. Да, они работают, но только для окружающих нас систем — условно говоря, для того, что мы можем увидеть своими глазами. Ньютон не отвечает на вопрос «Почему», он просто наблюдает и констатирует. Переходя в культурный контекст, можно сказать, что вся музыка до техно вызывает комплексные эмоции, ставит целью довольно сложные для восприятия гармонии, является содержательной (контентной) надстройкой, которая также не пытается понять первопричин. Техно же — это квантовая физика, основа ньютоновских законов, базовый уровень (по крайней мере на сегодня). Музыкальная гармония тут только кажется проще. Фокус в том, что ловить колебания техно-поля нужно самому, наполнять его своим собственным смыслом, резонировать с ним. Техно было всегда, только мы не видели его раньше, как не видели атомарной структуры вещей, до появления специальных инструментов. Но теперь цивилизация достигла нужного уровня развития, открытия сделаны, и именно техно предоставляет нам возможность насладиться научно-музыкальной эстетикой этого прогресса.

Техно способно передать красоту процесса разгона частиц до скорости света и их столкновений в адронном коллайдере, леденящую красоту космических путешествий, выбросы огромных энергий при столкновениях планет и астероидов, ювелирный процесс высадки спутника на комету, пульсации квазаров и искривление пространства вокруг чёрных дыр (Стивен Хоукинг одобряет). Даже простой поездке на современном автомобиле техно способно придать технологического изящества, гармонично вплетаясь в рокот двигателя.

Техно на пике формы. Гей-тема. Что дальше?

Надеюсь, что техно, как и академическая музыка, навсегда займет свое место в музыкальной истории. Я уверен, что техно будет постоянно развиваться, приобретать новые формы, мутировать, порождать новые актуальные ветки-подстили. Сегодня техно переживает свой расцвет, находится на пике формы, является музыкальным интеллектуальным авангардом, проникает везде.

Пару слов о гендерной составляющей техно. Хочу заметить, что технологическая романтика интересна в основном мужчинам-снобам, за редкими исключениями. Возможно, поэтому в техно-среде много геев. Эстетика жёсткого техно чужда нежной женской натуре, в свою очередь аскеза более мягкого минимала также не может дать созидательных побегов в силу высокой эмоциональности женщин.

Судьба техно напрямую зависит от востребованности технологической эстетики, техно-романтизма, а значит от пути развития технологической цивилизации. Заглядывая в будущее, можно предположить, что техно-романтизм будет постепенно угасать с всё большим внедрением технологий в повседневную жизнь. Новое поколение воспринимает текущий уровень технологий как должное и не склонно его романтизировать. Однако, их тоже в своё время удивят совершенно новые разработки, появятся свои до и после, возникнет новая технологическая эстетика, основанная на новейших прорывных достижениях. И уже другое техно со всей полнотой отразит эту свежую технологическую интеллектуальную эстетику, позволит насладиться красотой этого момента.

666

поделиться