Вы здесь

Интервью: DJ Keyser

Интервью: DJ Keyser 
Геометрия 
Санкт-Петербург, Россия 

;

Последние 10-15 лет огромные корпорации занимаются продвижением диджеев, а молодежь не понимает, что за всем этим - личными самолетами, моделями и прочими атрибутами - стоит огромная работа". Эту сторону диджеинга, его недостатки и достоинства, историю техно культуры и приходяще-уходящее явление "ширпотреб-диджеев" Geometria обсудила с одним из организаторов петербургских вечеринок Local Techno и фанатично преданным своему делу DJ Keyser. Кому-то он может быть известен как Федя Батарея или Freaky Biff.

Для начала давай разберемся с твоими псевдонимами. Зачем тебе так много и что они значат?

На самом деле творческих из них реально два, окей (смеётся) – три. Первый появился в 16 лет. Я пил кефир Бифидок и мне понравилось слово Bif. Добавил ещё одну букву и получилось Biff. Позже, когда посмотрел фильм «Назад в будущее», подумал: «Опа! Это же тот самый Biff!»

Это же «говядина» по-английски?

Нет, это слово пишется по-другому. «Biff» переводится как «сильный удар». Тогда я играл очень жесткое техно, и это название полностью отражало мое творчество. Как появилась приставка Freaky я уже не помню. Скорее всего мои друзья сочли нужным добавить это определение, потому что я всегда бы немного сумасшедшим. А в ноябре позапрошлого года я решил, что с шутовством пора заканчивать, и взял себе псевдоним Keyser. Кейсер или Кайзер по-немецки – это «король».

Да, это гораздо логичнее, чем Freaky Biff… (смеёмся).

А Федя Батарея – это моё альтер эго. Как-то лет десять назад мои гастроли в Нижнем Новгороде неожиданно затянулись на неделю, и на каком-то очередном сейшене одна девушка заявила: «Нет, ты не Кирилл! Ты – Федя, Федя Батарея». Так это имя ко мне привязалось и в интернет-пространстве я стал Федей Батареей. Есть даже производные – Федя Радиатор, на фейсбуке я так и называюсь.
А вот Keyser – псевдоним очень серьезный, и мои европейские друзья порадовались смене Freaky Biff, поскольку неоднократно говорили мне: «Чувак, Freaky Biff не зайдет в Европе вообще никак!» Российский рынок меня не особенно интересует с точки зрения собственного продвижения и, конечно, определенная ориентированность на Европу присутствует.

Интервью: DJ Keyser

Как оцениваешь нынешнее состояние клубной культуры Петербурга?

На самом деле, сейчас ситуация стала чуть лучше. Если бы наше интервью состоялось год назад, я бы ответил: «плачевно».

Что изменилось?

В лучшую сторону изменилось качество мероприятий, их стало больше, а также появилось больше достойных промоутеров и организаторов вечеринок. Если раньше в городе кроме Слона и Вани Носикова техно в городе больше не делал никто – а если и делали, то междусобойчики в маленьких клубах, – то сейчас существует несколько сильных промо-групп, появились хорошие привозы. Когда ещё был жив клуб Torque, ребята из SubSpace проводили там отличные вечеринки. Сейчас техно в Питере на подъёме, несмотря на то, что нет какого-то определённого клуба. К примеру, все знают, что в Берлине качественное техно от мировых звезд можно услышать в клубе Berghain, - питерская, да и вообще российская публика пока к подобному не готова. Конечно, в какой-то степени на ситуацию влияет кризис. Я участвую в организации отличной вечеринки Local Techno, и могу сказать, что публике по большому счёту неинтересно, кто стоит за вертушками – зарубежный или российский артист, а уровень наших артистов сейчас наравне с иностранными, многие делают релизы за рубежом, владеют собственными виниловыми лейблами. А с нынешним курсом евро гонорар иностранного артиста оказывается запредельным, поэтому мы решаем ситуацию замечательным словом «импортозамещение».

Цикличность – главное во Вселенной, и техно эту Вселенскую цикличность сублимирует

Расскажи подробнее про вечеринки Local Techno. Они все больше набирают обороты.

Пришло то время, когда люди готовы ходить на техно с локальными артистами. У нас играют очень талантливые ребята, не все из них выпускаются, но мы не заморачиваемся по этому поводу. В первую очередь, мы за качественное звучание.

На росте популярности сыграли несколько факторов: во-первых, нужна была альтернатива Конюшенной, которая уже всем поднадоела. Как только на Петроградке открылся клуб Contour, мы совершенно случайно пришли к ним с предложением сделать отличную вечеринку. Даже первую Local Techno посетило 150 человек. Во-вторых, техно переживает определённый подъем, и в России, и в мире. И ещё один фактор – публика изголодалась по хорошим вечеринкам. Мы делаем бюджетные мероприятия с более чем лояльным входом за 300 рублей. При этом, у нас три танцпола, двадцать диджеев, из них пять – это лайв-проекты, которые приезжают с кучей железа и играют музыку вживую.
Такие вот секреты популярности.

**Выходит, когда все начиналось, тебе было 14 лет? Через два года грядёт юбилей…

Да, но я пока не думал об этом. Возможно, как-нибудь пышно отпраздную! (смеётся)

Сейчас многие диджеи говорят, что играют техно, а на деле, в лучшем случае, обычный tech house. Что бы ты хотел сказать таким "техно адептам" и что есть техно для тебя?

Этот вопрос – бальзам на душу. Лично для меня техно – это музыка заводов, машин, каких-то абстракций, будущего, это обязательно цикличность. Я вообще считаю, что цикличность – главное во Вселенной, и техно эту вселенскую цикличность сублимирует. А парни, которые заявляют, что играют техно, совершенно в нем не разбираясь, паразитируют на культуре. Они услышали модное слово и хотят каким-то образом продвинуться. Мне очень печально, что таких парней много. На наши вечеринки Local Techno приходят люди, которые говорят: «Ой, да мы ходили на техно-вечеринки, что-то нам не особо понравилось!». А после наших вечеринок эти же люди пишут в отзывах: «Уау! Ребята, вы заново открыли для меня техно! Я не знал, что это может быть так круто». Я понимаю, откуда приходят эти люди, – с вечеринок, где играет якобы техно. И я рад нашим возможностям доносить до людей, что есть техно на самом деле.

У этого незнания есть причина: есть несколько сайтов, где люди покупают музыку, тот же BeatPort, JunoDownload. Селекция у этих магазинов происходит по очень странному принципу, и в папку с техно попадает все подряд. А человек, не знающий истории музыки, заходит на этот сайт в раздел "Техно" и качает топ-10. Люди не задумываются, что история техно уходит очень глубоко, в начало 80-х годов. Тогда в Детройте совершенно невообразимым образом придумали новое звучание, которое, естественно, впоследствии претерпело изменения, но дух остался.

Расскажи о себе как о музыканте. Где и что выпускаешь?

Я стал писать музыку примерно в 2001 году, впервые сел за компьютер, открыл программу и написал трек. Конечно, он не был нигде издан, но валяется у меня до сих пор. Вообще сейчас все очень непросто с изданием музыки, но зависит от того, чего ты хочешь добиться. Можно и самому зарегистрировать digital label, - это не будет стоить больших денег, но так невозможно добиться каких-то серьезных успехов. Даже, если ты выпустишь треки на каком-то известном лейбле, нет никакой гарантии, что их будут покупать. 
У меня нет релизов на суперкрутых лейблах.

Все впереди!

Да, хотя осталось 2 года до 20 лет моего техно творчества… (смеётся)
У меня вышло два альбома. Первый в 2006 году на KDK Records, ныне уже покойном. Мне заплатили какие-то сумасшедшие по тем временам деньги за продажу так называемого роялти. Тогда мне было 20 лет, я не работал, учился в универе, и был в шоке от того, что мою музыку купили!
Еще у меня была выпущена виниловая пластинка на российско-немецком лейбле Astronix, но в какой-то момент российская и немецкая стороны поссорились, и мой тираж пластинок не был отправлен дистрибьютору. Получилось так, что вроде бы релиз был, а мир его не увидел. Еще очень злую штуку со мной сыграла Почта России – ещё до ссоры, когда было напечатано 500 экземпляров моей пластинки, ребята из Германии выслали мне 10 штук. В течение нескольких месяцев я безуспешно ходил на почту. Прошло уже 10 лет, а пластинки я так и не получил.
В прошлом году у меня вышел диджитал-альбом на немецком лейбле Ynot. Без хвастовства скажу, что треки с этого альбома – лучшие по продажам на всем лейбле. Люди покупают мою музыку, и я очень этому рад.
Для того, чтобы о тебе узнали в Европе, конечно, нужно выпускать винил, да и познакомиться с людьми, которые владеют хорошими лейблами, непросто. Можно, правда, открыть свой виниловый лейбл и заниматься его дистрибьюцией. В России есть несколько ребят, которые так и поступают. Но для этого нужны финансы: печать винила, особенно по нынешнему курсу, стоит очень дорого. Российские диджеи столько не зарабатывают.

Что ты считаешь безусловным достоинством и главным недостатком диджейской деятельности?

Начнем с недостатков. Главный для меня заключается в том, что я не могу сам себя послушать. А достоинство – это дарить людям радость. Нет ничего круче того момента, когда ты стоишь за пультом, сосредоточен на музыке, бросаешь взгляд на танцпол и видишь эти улыбки, поднятые вверх руки, - эти практически предоргазменные состояния. И понимаешь, что доставляешь удовольствие огромному количеству людей. Видеть счастье на лицах людей – это очень круто.

Главное заблуждение или миф о диджеях.

Многие люди, а в особенности парни, идут заниматься диджеингом в полной уверенности, что вокруг них будет куча женщин, слава, успех, – это самое серьезное заблуждение. Диджейство – это непрерывная работа. Чтобы быть хорошим диджеем, нужно иметь очень хороший музыкальный вкус. Последние 10-15 лет огромные корпорации занимаются продвижением диджеев, а молодежь не понимает, что за всем этим – личными самолётами, моделями и прочими атрибутами – стоит огромная работа. Конечно, количество таких людей очень сильно захламляет профессию и дискредитирует ее.

Какое выступление и где тебе больше всего запомнилось за последний год?

Не могу ничего особенного припомнить. Могу назвать выступление 2014 года на Siberian Рейв-Фестивале в Омске. Это один из немногих крупных фестивалей в Сибири, и его делают очень качественно на протяжении уже шести лет. Огромное количество техно-звезд выступало там - и Бен Клок, и резидент лейбла Трезор Марселус. Стена звука, сцена, свет – все было очень круто! Я закрывал фестиваль и был поражен количеству людей. Это абсолютно непередаваемые ощущения и эмоции, когда толпа в пять тысяч человек реагирует на малейшее движение твоего тела. Пожалуй, это было самое запоминающееся впечатление за последние два года.

Творчество каких российских и зарубежных исполнителей можешь выделить?

Молодых парней, которые пишут качественное техно, огромное количество: Unbalance из Омска (сейчас живет в Москве - прим. ред.), Гедеван из Екатеринбурга, который играет настолько круто, что складывается впечатление, будто он приехал как минимум из Детройта, питерский парень Sanys, - владелец своего лейбла и большой молодец, мой хороший друг Антон Hyperia, очень разноплановый музыкант, который также, как и я, давно занимается техно.
Из импортных парней в последнее время мне нравится Edit Select, Abdula Rushim, Norman Nodge.

Сейчас все кому не лень становятся диджеями, - юмористы, певицы, дизайнеры. Есть куча программ миксов на компе, который все делают за тебя. Не обесценится ли этот вид творчества и не превратится ли в разряд «может каждый»?

Я могу тебе сказать, что он уже обесценился и превратился в разряд «может каждый», но есть одно но. Все вот эти ширпортреб-диджеи, которые встают за импровизированный пульт – потому что я не могу назвать компьютер пультом – это явление приходяще-уходящее. Им захотелось, они попробовали, наигрались и закончили. Диджей, который играет с винила, будет всегда, потому что существуют идейные люди, которые не гонятся за модой, а интересуются самой профессией диджея. 
Когда я слышу, что человек называет себя диджеем, первым делом спрашиваю, на чем он играет. Я не считаю диджеями тех, кто играет с трактора и контроллера. Я знаю, что есть огромное количество плюсов у всех этих программ и я сам, естественно, пробовал, но все это уже не классический вариант диджеинга. Классика – это две, три, иногда четыре вертушки, микшерный пульт и магия. А все остальное, как с гаджетами, дань техническому прогрессу.

Насколько сложно сегодня развиваться начинающему музыканту?

Очень сложно, потому что в таком количестве бесконечно появляющихся непонятных диджеев сложно проявить себя. Главный совет новичкам - просто не переставать развиваться и писать музыку.

278

поделиться